Мясокомбинаты начали повышать цены на колбасу
В ближайшее время колбаса в российских магазинах подорожает. В зависимости от сорта рост цен может составить 15-20%. Причина — рекордное подорожание мяса и субпродуктов, основного колбасного сырья, на оптовых рынках Европы и Америки.
В ближайшее время колбаса в российских магазинах подорожает. В зависимости от сорта рост цен может составить 15-20%. Причина — рекордное подорожание мяса и субпродуктов, основного колбасного сырья, на оптовых рынках Европы и Америки.
Розничные сети в последние две недели уже получают письма, в которых крупнейшие мясокомбинаты предупреждают о предстоящем повышении отпускных цен.
— Рост составит до 10% и коснется всей мясосодержащей продукции, в первую очередь — колбас, — заявили в «Седьмом континенте». — По сырому мясу рост не столь значителен. Ни одно повышение пока не принято, находимся в стадии переговоров и тщательно анализируем аргументацию по каждой позиции.
Другие сети ведут аналогичные переговоры.
— Обсуждаются сроки, в течение которых произойдет повышение цен (в наших договорах поставки предусмотрена возможность ограниченного числа повышений цен в течение года), а также непосредственно новые цены, — говорят в «Дикси». — Поэтому велика вероятность, что повышение розничных цен на мясную продукцию и продукцию мясопереработки произойдет в целом по рынку в течение ближайших нескольких месяцев.
Эксперты полагают, что повышения цен избежать не удастся.
— Все это должно пропорционально отразиться на розничных ценах, — уверен Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, — колбаса не товар первой необходимости и ритейлеры не будут ради нее ужимать свои прибыли.
Но, возможно, не будет резкого взлета цен, к которому никто не будет готов — ни торговые сети, ни покупатели.
— Если сырье дорожает на 25%, то конечная продукция должна вырасти на 15-20%. Но надо учитывать, что производитель, осоебенно крупный, не будет рисковать потерей рынка и может пойти на сокращение своей рентабельности, — говорит Максим Клягин, аналитик ИК «Финам».
Пока переработчики ведут себя сдержанно. «Мы уже разослали письма сетям с объявлением повышения цен на продукцию на 3% с 1 октября этого года. Хотя сырье подорожало на 20-25%, что привело к росту себестоимости примерно на 15%», — говорит Оксана Тимошенко, руководитель департамента снабжения компании «Дымов».
Сырье для колбас — субпродукты, шпиг, свинина, говядина, закупаются за границей. А так как в России традиционно едят больше колбас, чем свежего мяса, то ни одна страна в мире не импортирует столько субпродуктов. Так, на 2,2 млн тонн свинины российского производства у нас приходится 1,15 млн тонн привозной. Шпиг — важная составляющая сырокопченной колбасы подорожал до 80 руб. за кг, тогда как в июне стоил только 44-45 руб. Цены на говядину выросли за несколько месяцев на 25% — до 3,8 евро за кг, свинина подорожала на 10-15% — до 1,7 евро за кг.
— Стоимость мясосырья — это самый значительный аспект, который влияет на наши потребительские цены, — заявил Ярмо Линдхольм, исполнительный вице-президент компании «Атриа Россия» (торговые марки «Пит-продукт», «Кампомос»).
Есть и еще одна причина, по которой может подорожать колбаса. «Рост цен в целом связан прежде всего с ростом цен на сырье, а также с повышением цен на энергоносители, что является сезонным фактором (цены на них повышаются в августе-сентябре и в декабре-январе)», — говорит Ирина Острякова, руководитель управления по коммуникациям группы «Черкизово».
По прогнозу участников рынка, дальше будет только хуже. «Даже если остановится рост доллара, поставщики будут спекулировать, так как сырья на рынке недостаточно. Соответственно, увеличится себестоимость той же колбасной продукции. Однако, надеемся, что на государственном уровне все-таки удастся приняты меры, которые помогут стабилизировать рыночные цены, тем самым действуя в интересах как производителей, так и покупателей», — говорит Тимошенко из компании «Дымов».
Правительство не может регулировать цены на колбасы — в перечене отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, ее нет. В Федеральной антимонопольной службе не стали комментировать, как ведомство будет реагировать на ситуацию на рынке.