Россия и Украина: скованные одной цепью

Несмотря на политическую напряженность в верхах, украинско-российское сотрудничество идет своим ходом, сместившись на уровень регионов и отраслей. Газовые соглашения тут не обсуждают. Зато реализуют совместные проекты, дружат областями, устраивают выставки и обустраивают границу.

Несмотря на политическую напряженность в верхах, украинско-российское сотрудничество идет своим ходом, сместившись на уровень регионов и отраслей. Газовые соглашения тут не обсуждают. Зато реализуют совместные проекты, дружат областями, устраивают выставки и обустраивают границу. В частности, на днях Кабмин уполномочил пограничников подписать межправительственное Соглашение о пересечении границы жителями приграничных регионов…

Как ни парадоксально, но очередной (третий по счету) конфликт вокруг цены на газ и несовпадение взглядов по вопросу участия Украины в Таможенном союзе никак не повлияли на товарооборот между Украиной и Россией. С 2009 года и до нынешнего момента он вырос с $15 млрд. до почти $50 млрд.

По словам посла Украины в РФ Владимира Ельченко, на сегодняшний момент есть большие возможности для кооперации в авиапроме, добывающей отрасли, судостроении и космонавтике. И это, в общем-то, не дипломатический пассаж.

На заседаниях межправительственных комиссий обсуждается много проектов, выгодных для обеих стран. «Это проекты в энергетике, в частности, строительство новых атомных блоков, долгосрочный контракт по поставке ядерного топлива; это проекты в машиностроении, авиастроении, судостроении; это строительство дорог, мостов — целый комплекс программ, которые мы сейчас совместно нарабатываем», — говорит первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев.

Самый раскрученный прессой проект — СП «ОАК — «Антонов» между российским ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и украинским государственным авиационным концерном «Антонов». Приблизительно половина составляющих каждого самолета Ан, изготовленного в Воронеже, украинского производства. На всех самолетах стоят двигатели «Мотор Січ». Агрегаты поставляются из Харькова, а крылья — из Киева. Шасси для Ан-140 и Ан-148 тоже украинского производства: они изготавливаются на Днепропетровском заводе «Южмаш».

Сейчас аналогичное СП формируется в судостроительной отрасли, которая в советские годы была одной из ведущих для экономики Украины, а за последние 20 лет пережила колоссальный спад. В частности, речь идет о создании СП между российской «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК), Черноморским судостроительным заводом и заводом «Им. 61 Коммунара», а также производителем турбин для Военно-морского флота — николаевским «Заря Машпроект». Специалисты говорят, что в реализации этого проекта заинтересованы обе стороны: после развала СССР все проектные мощности в судостроении остались в России, а производственная база и комплектаторы отошли Украине. Если с проектом все сложится, на украинских верфях могут строиться корабли 2-го и 3-го ранга, а так же патрульные суда. Причем первый корабль может быть спущен на воду уже к концу 2015 года.
Еще больше, чем на воде, два страны зависят друг от друга в космосе. Ракета-носитель «Днепр» стартует с космодрома в Плесецке и запускает на орбиту 8 спутников, в том числе украинский «Січ-2». Российский космический аппарат «Фобос-грунт», который должен набрать грунта со спутника Марса, будет управляться из Евпатории, где есть подходящий для целей россиян радиотелескоп, один из крупнейших в мире.

В военной отрасли, несмотря на конкуренцию на мировом рынке, Украина и Россия успешно работают в области танкостроения, перевооружении ЧФ РФ, а также создания совместного предприятия по модернизации ЗРК «Бук», С-300 и развитию средств ПВО в целом. Весной этого года министр обороны Украины Михаил Ежель побывал с визитом в России и совместно со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым посетил расположение соединений подводных и надводных сил Тихоокеанского флота. Как утверждают военные аналитики, во время этой поездки шла речь о принятии Россией и Украиной общей программы совместного программно-целевого планирования в военно-технической сфере, которая включала бы каталогизацию всех производимых товаров военного назначения, их стандартизацию и защиту прав интеллектуальной собственности.

Помимо проектов на межгосударственном уровне, есть и региональные, которые гораздо быстрее переходят из разряда «а поговорить?» к практической фазе. Еще в октябре прошлого года началась подготовка нового межправительственного Соглашения о порядке пересечения украинской государственной границы жителями приграничных регионов Украины и РФ, а также 5-летней программы межрегионального и приграничного сотрудничества.

И вот на днях Кабмин принял распоряжение, которым уполномочил главу Государственной приграничной службы Николая Литвина подписать соответствующее Соглашение с российским коллегой. То есть работа над документом закончена.

Как известно, основной его задачей было уточнение перечня мест пересечения границы (местные пункты пропуска) и перечня приграничных территорий, через которые местные жители могут беспрепятственно ходить в гости друг к другу.
Но подписание Соглашения — это еще и хороший знак для приграничного сотрудничества в целом. А оно, надо заметить, развивается весьма активно. Например, на Международной универсальной выставке межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества «Слобожанский мост-2011» и выставке «Дни российских регионов», которая прошла две недели назад, были представлены делегации из 6 регионов РФ: Краснодарского края, Ростовской, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской областей. Обсуждались различные проекты, прежде всего — инфраструктурные. Было озвучено, что обе стороны заинтересованы в завершении реконструкции трассы «Москва-Киев» (в обозримом будущем) и создании современного транспортного коридора через приграничные регионы. В этом вопросе Сумщина будет принимать самое активное участие.

Появление на выставке представителей Краснодарского края также было не случайным. Местная компания «Рос-ТЭС-Паром» обратилась в администрацию Ейского района Краснодарского края с предложением о выделении участка под строительство железнодорожно-паромной трансазовской переправы «Ейск-Керчь». Россияне предлагают строительство железнодорожной ветки на территории Ейского порта и ряда новых портовых объектов в Ейске и Керчи.

Известна также идея создания так называемых «еврорегионов»: пилотный проект под названием «Донбасс» планируется запустить в Донецкой и Ростовской областях. По замыслу идеологов создания «еврорегионов», это позволит решать как вопросы местного значения (то же приграничное сотрудничество), так и национального.

Например, обсуждается создание совместных рыбохозяйств в бассейне Северского Донца, логистических центров (Меловое — Чертково, Новошахтинск — Свердловск), кооперации в промышленности (например, в машиностроении — «Лугансктепловоз» и Новочеркасский электровозостроительный завод). Также обсуждается идея совместного финансирования прокладки новой автомобильной дороги через Украину и Ростовскую область с выходом в Казахстан.

Будут ли эти проекты реализованы хотя бы частично, покажет время. Пока можно констатировать, что реальные изменения коснутся, прежде всего, жителей приграничных регионов Украины и России: после подписания упомянутого выше Соглашения они смогут пересекать границу, минуя пункты таможенного пропуска. Кроме того, упростятся правила трансграничной торговли плодоовощами, а в дальнейшем — и рядом других товаров. Сроки реализации этих мер намечено определить на II Межгосударственном российско-украинском форуме, который состоится в октябре в Донецке.