Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози согласовали еще одну долгосрочную инициативу по выводу зоны евро из долгового кризиса — налог на финансовые трансакции в 0,1% на сделку на приобретение акций и облигаций и 0,01% — на приобретение ценных бумаг, пишет газета «Коммерсант».
Инициатором глобального введения налога на финансовые операции выступил Николя Саркози еще в 2008 году, однако целый ряд стран «Большой двадцатки» сочли идею не слишком разумной. В декабре 2011 года Саркози обещал в крайнем случае ввести налог только на территории Франции.
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози согласовали еще одну долгосрочную инициативу по выводу зоны евро из долгового кризиса — налог на финансовые трансакции в 0,1% на сделку на приобретение акций и облигаций и 0,01% — на приобретение ценных бумаг, пишет газета «Коммерсант».
Инициатором глобального введения налога на финансовые операции выступил Николя Саркози еще в 2008 году, однако целый ряд стран «Большой двадцатки» сочли идею не слишком разумной. В декабре 2011 года Саркози обещал в крайнем случае ввести налог только на территории Франции.
Однако на встрече в понедельник Ангела Меркель неожиданно высказалась в поддержку введения налога во всей еврозоне. Ранее Меркель также ратовала за усиление финансового регулирования, однако после отказа США в поддержке идея была отодвинута на задний план. В то же время министр экономики, финансов и промышленности Франции Франсуа Баруэн, выступая во французском парламенте, заявил, что решение об оборотном налоге уже де-факто принято. «В этом году Франция станет первым европейским государством, которое введет в действие данную программу налогообложения», — заявил он.
В сентябре 2011 года Европейская комиссия предложила ставки в размере 0,1% на сделки по приобретению акций и облигаций, а также 0,01% на производные ценные бумаги. По оценкам высшего органа исполнительной власти ЕС, введение налога способно обеспечить поступление в бюджет от 55 млрд до 71 млрд евро ежегодно. В то же время аналитики Ernst Young заявляют о возможном привлечении 37 млрд евро и косвенных издержках в размере от 2 млрд до 116 млрд евро, вызванных снижением экономической активности и доходов от сбора других налогов.
Основная критика идеи введения налога внутри еврозоны заключается в том, что подобный налог необходимо вводить во всех странах ЕС — в то время как ограничение географии его применения ведет к неравномерной конкуренции и перемещению весьма мобильного финансового бизнеса в страны, решившие отказаться от этой идеи. В свою очередь, Великобритания, главный оппозиционер по этому вопросу в ЕС и потенциально главный бенефициар от введения налога в Германии и Франции (в случае, если сама не вводит такой налог), настаивает на необходимости введения подобного налогообложения во всех крупных мировых экономиках — только тогда он будет эффективен. Более того, новый инструмент фискальной политики, по мнению значительной части политиков ЕС, не избавляет европейских лидеров от необходимости решать текущие проблемы стагнирующего экономического роста в регионе.
Во время обсуждения идеи налога в Европарламенте также наблюдалось относительное согласие: против высказались только представители Чехии. Позднее министр экономики Дании Маргрет Вестагер также выразила критическое отношение к введению налога. По ее словам, «введение налога способно привести к потере 0,5% экономического роста и эквивалентно сотням тысяч потерянных рабочих мест». Финансовые регуляторы США негативно относятся к налогу на объем финансовых операций, предпочитая облагать налогом коммерческие банки в зависимости от величины активов на балансе. В итоге критики опасаются, что введение налога приведет к оттоку капитала за пределы Евросоюза.