Мурманский морской порт подтверждает свое стратегическое значение быть воротами Арктики. В международной прессе уже говорят о «новом Гибралтаре XXI века». Марина Гончаренко, главный редактор «Мурманского вестника» — главного печатного издания Мурманска, абсолютно согласна с этим утверждением.
Мурманский морской порт подтверждает свое стратегическое значение быть воротами Арктики. В международной прессе уже говорят о «новом Гибралтаре XXI века». Марина Гончаренко, главный редактор «Мурманского вестника» — главного печатного издания Мурманска, абсолютно согласна с этим утверждением. Она ушла со спокойной работы в еженедельнике Санкт-Петербурга и переехала в город, расположенный за Северным полярным кругом, который стоит на пороге беспрецедентного экономического бума. По крайней мере, ожидается, что он произойдет здесь в ближайшие пять лет.
«Постепенное таяние ледников и ледникового покрытия Северного полюса — необратимый процесс, открывающий море возможностей, которые даже сложно было представить себе лет десять назад. Разрабатывается масштабная программа освоения огромных запасов нефти и газа, обнаруженных на дне Северного Ледовитого океана «, — говорит Гончаренко. «Уже в 2011 году Россия должна начать добычу нефти со дна Баренцева моря. Но это не все. Мурманск — единственный незамерзающий порт арктического побережья России, который может функционировать 365 дней в году, благодаря Гольфстриму. А усиление таяния ледников привело к тому, что корабли могут плыть из Китая на Запад по Северному морскому пути, который является более коротким, чем через Гибралтарский пролив. Всем ясно, что это значит для мировой экономики», — добавляет журналистка.
Полностью разрушенный во время Второй мировой войны и восстановленный в 50-е годы, Мурманск стал важнейшей военно-стратегической базой России. Здесь, на площади чуть более пяти квадратных километров, сконцентрирована большая часть мирового ядерного оружия. Здесь в конце 50-х годов была построена первая советская атомная подводная лодка. Здесь же находится крупнейшая база атомного ледокольного флота России.
На сегодняшний день на территории Мурманской области размещена треть ядерных хранилищ бывшего СССР и базируется 70% морских стратегических ядерных сил. 11 лет назад неподалеку от Мурманска, затонул печально известный атомный подводный ракетный крейсер «Курск».
В настоящий момент Мурманск столкнулся с проблемой утилизации этих мастодонтов, срок эксплуатации которых истек. «Наибольшую опасность представляет выгрузка ядерного топлива из реакторов, так как оно имеет чрезвычайно высокую радиоактивность», — объясняет Андрей Золотков, руководитель «Беллоны-Мурманск» — неправительственной экологической организации, которая пытается уберечь уникальную арктическую экосистему от радиоактивного загрязнения.
Радиоактивное загрязнение
Золотков проработал 35 лет в отделе радиационной безопасности Северного флота. По его словам, в течение многих лет в СССР, как и в других странах мира, тысячи баррелей отработавшего ядерного топлива утилизировали на дне Северного моря. Когда Золотков стал депутатом Верховного Совета СССР в 1991 году, за несколько месяцев до развала Советского Союза, он инициировал расследование по этому факту на федеральном уровне. В результате, с 1992 года Россия официально не сбрасывает радиоактивные отходы в море. «Сейчас их отвозят в центр переработки и захоронения ядерных отходов на Урале, где извлекают уран высокой степени обогащения. Это трудоемкий и дорогой процесс, но он значительно снижает вред, наносимый окружающей среде», — объясняет Золотков.
В ближайшее время Мурманску предстоит заняться утилизацией атомных ледоколов. «Ленин» уже более десяти лет назад был снят с эксплуатации и превращён в музей. На утилизацию были также отправлены ледоколы «Арктика» и «Сибирь». «Но рано или поздно это произойдет со всеми атомоходами, когда истечет срок их службы, который теоретически составляет 100 тысяч часов», — говорит Золотков.
Миссией «Беллоны» является и предотвращение непоправимого вреда, который может быть нанесен окружающей среде в результате нерационального использования природных ресурсов Арктики и халатности. «Здесь много потенциальных рисков. Во-первых, речь идет об утечке нефти из подводных скважин», — объясняет Нина Лесихина, координатор энергетических проектов в Беллоне. «Вероятность аварий на нефтяных платформах очень высока из-за экстремально низких температур в регионе. В условиях Арктики очень трудно устранить утечку нефти, так как здесь мало света, все окружено льдом и нет надлежащей инфраструктуры», — добавляет она.
По словам Лесихиной, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений в Арктике может поставить под угрозу сохранение естественного баланса и биологического разнообразия в регионе.
30 градусов ниже нуля
Несмотря на предостережения экологов, Мурманск пытается занять важное место в мире, переживающем экономический кризис. Население Мурманска, которое перевалило за 300 тысяч жителей, адаптировалось к суровым климатическим условиям. Три месяца в году здесь длится полярная ночь, нет солнца, и термометр не поднимается выше -30°. Но зарплаты здесь выше, чем в других городах Европейской части России. Если верить статистике, в 2010 году средняя заработная плата в Мурманске составляла 24 300 рублей в месяц (около 600 евро), что гораздо выше 170 евро, которые зарабатывает областной врач, но в то же время ниже средней зарплаты жителей Санкт-Петербурга (800 евро) и Москвы (1200 евро).
К 100-летнему юбилею основания Мурманска, которые будет отмечаться через пять лет, российское правительство собирается реализовать амбициозный проект по обновлению инфраструктуры города. В частности, планируется построить грандиозный комплекс, который объединит порт, железнодорожный вокзал и автобусную станцию. В тендере принимают участие архитекторы всего мира, включая Испанию.
Жидкое и газообразное золото Мурманска может наполнить карманы всех жителей Земли, если оправдаются надежды и город откроет двери к сокровищам Арктики и великому Северному пути.