Военно-техническое сотрудничество: старый друг лучше новых двух

Бурные события в арабском мире так или иначе затронули некоторые страны, с которыми Москву связывают традиционно прочные отношения в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС).

В этот ряд никак не вписывается(и очень хотелось бы, чтобы так и продолжалось) Алжирская Народная Демократическая Республика, находящаяся в первой тройке покупателей отечественного оружия. Вне зависимости от развития внутриполитической ситуации в АНДР (а она, прямо скажем, довольно сложная) какие шансы на то, что это государство останется среди основных клиентов российского оборонно-промышленного комплекса?

О прошлом, далеком и не очень

Алжир традиционно был крупнейшим покупателем оружия и военной техники в СССР.

Бурные события в арабском мире так или иначе затронули некоторые страны, с которыми Москву связывают традиционно прочные отношения в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС).

В этот ряд никак не вписывается(и очень хотелось бы, чтобы так и продолжалось) Алжирская Народная Демократическая Республика, находящаяся в первой тройке покупателей отечественного оружия. Вне зависимости от развития внутриполитической ситуации в АНДР (а она, прямо скажем, довольно сложная) какие шансы на то, что это государство останется среди основных клиентов российского оборонно-промышленного комплекса?

О прошлом, далеком и не очень

Алжир традиционно был крупнейшим покупателем оружия и военной техники в СССР. Ситуация не изменилась и после распада Советского Союза. Несмотря на неоднократные заявления алжирских политиков о намерении диверсифицировать источники получения оружия, республика осталась одним из основных партнеров России в сфере ВТС.

Это произошло, во-первых, потому, что с началом в стране многолетней междоусобицы (она разгорелась после запрета Исламского фронта спасения — партии радикалов-мусульман, одерживавшей победу на парламентских выборах 1991-го) и вплоть до терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне западные страны придерживались негласного эмбарго на поставки оружия АНДР. Во-вторых, в высшем командовании Национальной народной армии (ННА) до последнего времени заметную роль играли генералы — выпускники военных вузов СССР, которые отдавали предпочтение советскому и российскому вооружению.

Тем не менее в период с 1992 по 2000 год Алжир заключил контракты с отдельными европейскими государствами на поставки боевой техники на сумму 1,4 миллиарда долларов. За этот же период в страну из Европы поступило вооружение на 1,3 миллиарда долларов. При этом в связи с упомянутым выше эмбарго нередко использовалось посредничество третьих стран.

В марте 1999 года Россия и Алжир подписали соглашение о ВТС. Заметно поспособствовали укреплению двусторонних связей визиты в Москву в ноябре 2000 и в мае 2002-го начальника Генштаба ННА корпусного генерала Мохаммеда Ламари. В ноябре 2001 года договорились о сотрудничестве военное ведомство РФ и Министерство национальной обороны Алжира.

Наиболее крупные партии российской боевой техники АНДР получила в начале 2000-х годов. Республика закупила 22 фронтовых бомбардировщика Су-24МК, шесть самолетов-заправщиков Ил-78, 18 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч».

Однако самый мощный импульс развитию ВТС между двумя странами придал состоявшийся с 10 по 11 марта 2006 года визит в Алжир президента РФ Владимира Путина. Незадолго до приезда главы Российского государства в АНДР, а также во время его пребывания в республике были подписаны контракты на общую сумму 7,5 миллиарда долларов. Они предусматривали поставки Алжиру 28 истребителей Су-30МКА, 34 истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ, 16 учебно-боевых самолетов Як-130 (всего на 3,5 млрд долл.), от двух до восьми (по разным данным) дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ (1 млрд долл.), 300 танков Т-90С (1 млрд долл.), 30 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска» 2С6 (около 500 млн долл.), модернизацию имевшейся у ННА военной техники советского и российского производства, в частности 250 танков Т-72 (свыше 200 млн долл.).

Именно этот пакет контрактов сделал Алжир вторым или третьим (в зависимости от оценок) крупнейшим импортером отечественного вооружения после Индии.

Сразу хочется отметить, что, по словам наших участников переговорного процесса, алжирцы неизменно просят российскую сторону не «светить» реализуемые договоренности. Вот почему официальные лица РФ предпочитают до поры до времени не давать на сей счет комментариев. Хотя кое-какие сведения можно почерпнуть… именно в алжирских СМИ.

Вместе с тем нельзя не вспомнить скандал, который вспыхнул, когда в Алжир поступили 15 истребителей МиГ-29. В 2008 году республика денонсировала сделку. Военные АНДР, например, высказали недовольство в связи с тем, что при сборке самолетов использовались бывшие в употреблении комплектующие. По версии россиян (ей вряд ли кто поверит) они заранее предупредили алжирцев: планеры этих машин были изготовлены еще в 90-х годах.

Однако в дальнейшем стороны сделали все необходимое для того, чтобы возникшая в прессе полемика относительно качества продукции российского ОПК не отразилась на межгосударственных отношениях. Чтобы снять напряженность, Алжир принял решение приобрести дополнительно 16 истребителей Су-30МКА на соответствующую сумму.

В марте 2010-го было объявлено о подписании контракта на поставку АНДР 38 комплексов «Панцирь-С1». Алжирская армия должна получить эти ЗПРК, которые стоят 500 миллионов долларов, до конца 2011 года.

В Санкт-Петербурге в феврале 2011-го предприятие «Северная верфь» завершило модернизацию и ремонт четырех сторожевых кораблей для ВМС Алжира. Первые два СКР проектов 1159Т и 1234Э прибыли в Северную столицу России для проведения работ в 2007-м. Еще два таких же сторожевика пришли в город на Неве год спустя.

В процессе выполнения находится контракт по ЗРК С-300. Как заверил в начале нынешнего года представитель руководства Рособоронэкспорта Николай Димидюк, алжирский заказ на поставку второго дивизиона этих зенитных ракетных комплексов будет выполнен.

Еще один реализуемый в настоящее время контракт связан с приобретением Алжиром партии УБС Як-130. Судя по заявлениям представителей Рособоронэкспорта, с начала текущего года шел этап обучения алжирского летного и технического персонала, в конце августа пилоты ВВС АНДР совершили первые самостоятельные полеты. Поставка машин ожидается до конца 2011-го.

По недавней оценке заместителя главы Рособоронэкспорта Виктора Комардина, все контракты с этой страной (Алжиром) по линии ВТС выполняются, они касаются ремонта кораблей, закупки техники по тематике ВМС, Сухопутных войск, ВВС и ПВО.

Курс на диверсификацию? Едва ли

Выполняя волю политиков, командование ННА за время нахождения у власти Абдельазиза Бутефлики (с 1999 года) четко выполнило его установку на сближение с НАТО. Алжир присоединился к программе Средиземноморского диалога Североатлантического альянса (другими участниками программы являются — пока — Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис) и антитеррористической операции натовцев в Средиземном море «Активные усилия». Теперь в порт Алжира на регулярной основе заходят боевые корабли блока. Каждый год организуются совместные учения ВМС. Уже шесть лет АНДР постоянно принимает участие в ежегодно проводимых под эгидой США антитеррористических маневрах «Флинтлок».

Отчетливо обозначенная тенденция на развитие военного сотрудничества со странами НАТО формально подкрепляется декларациями о необходимости диверсификации источников получения вооружения, тем более что приток нефтедолларов, связанный с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, позволяет руководству АНДР плотно заниматься переоснащением ННА. Декларации подтверждаются и отдельными контрактами, однако главным образом на небоевую технику. Так, в начале августа Минобороны Алжира заказало в Италии транспорт снабжения для своих ВМС. Судно будет построено на верфи, принадлежащей группе «Финкантьери».

Но похоже, новые друзья АНДР не торопятся отказываться от эмбарго на поставки оружия, негласно введенного в 90-е годы, когда власти республики столкнулись во внутриалжирском конфликте с религиозными экстремистами. В этих условиях как нельзя лучше подтвердилась древняя истина — старый друг лучше новых двух. Поэтому Россия все еще остается основным поставщиком военной техники для ННА и имеет все шансы сохранить этот статус в будущем.

В ближайшей перспективе открываются несколько основных направлений развития нашего ВТС с Алжиром. Одно из них — модернизация систем залпового огня «Смерч». Как ранее отметил главный конструктор тульского предприятия «Сплав» Геннадий Денежкин, с теми странами, куда мы поставляли РСЗО, идет процесс согласования условий работ. Среди потенциальных заказчиков фигурирует и Алжир.

Судя по всему, в ближайшие планы АНДР входит приобретение двух корветов «Тигр» проекта 20382 (экспортный вариант проекта 20380). Переговоры об этом ведут Объединенная судостроительная корпорация и Рособоронэкспорт. По словам представителя последнего Олега Азизова, «мы находимся в стадии согласования технических характеристик кораблей и их спецификаций». В ходе санкт-петербургского международного военно-морского салона «МВМС-2011» он не исключил, что поставочный контракт на корветы «Тигр» может быть подписан до конца 2011 года. На более отдаленную перспективу (2025-2030) эксперты видят Алжир среди покупателей истребителя пятого поколения.

Принципиально новым направлением развития ВТС России с Алжиром может стать переход от отношений продавец-покупатель к отношениям партнерства. Такую перспективу обозначил на недавнем международном авиакосмическом салоне «МАКС-2011» заместитель главы Рособоронэкспорта Виктор Комардин.

Он сообщил: «Сейчас алжирская сторона ставит вопрос о передаче технологий, в том числе о создании совместных предприятий по производству хотя бы запчастей для ранее поставленной техники. Для проработки этой темы создана рабочая группа под эгидой Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству».

В качестве выводов

Дальнейшее развитие Национальной народной армии Алжира во многом зависит от трех обстоятельств: кто станет преемником Бутефлики на посту главы государства, кто сменит 75-летнего корпусного генерала Салаха Ахмеда Гаида на посту начальника Генштаба ННА, а также в какой мере Бутефлика и его возможный преемник будут реализовывать курс на превращение страны в региональную военную державу.

Что касается ВТС России с Алжиром, то можно предположить: тенденция на расширение сотрудничества в этой сфере сохранится, по крайней мере на ближайшую перспективу. Теперь, как представляется, настало время и для укрепления и расширения сотрудничества между РФ и АНДР в области военного строительства. Тем более что двум странам есть чем поделиться, особенно в части опыта проведения антитеррористических операций.

Начало этому процессу, думается, положено в ходе проводимых в настоящее время учений ВВС и ПВО «Боевое содружество-2011» стран — участниц Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ. За этими маневрами впервые наблюдали представители ряда стран, имеющих на вооружении ЗРК российского производства или планирующих их приобретение, в том числе офицеры ННА Алжира.