«Газпром» и немецкая RWE начнут консультации о возможном создании СП, в которое войдут существующие или новые электростанции, работающие на газе и угле, в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса. Компании уже подписали рамочный меморандум о взаимопонимании, сообщают «Ведомости».
У RWE есть эксклюзивное право вести с «Газпромом» переговоры на эту тему в течение трех месяцев, отмечается в их сообщении.
«Газпром» и немецкая RWE начнут консультации о возможном создании СП, в которое войдут существующие или новые электростанции, работающие на газе и угле, в Германии, Великобритании и странах Бенилюкса. Компании уже подписали рамочный меморандум о взаимопонимании, сообщают «Ведомости».
У RWE есть эксклюзивное право вести с «Газпромом» переговоры на эту тему в течение трех месяцев, отмечается в их сообщении. Переговоры начнутся «как можно скорее», заявил представитель RWE Фолькер Хек.
RWE — крупнейший производитель электроэнергии в Германии, третий в Великобритании и Нидерландах, мощность его станций почти в 1,5 раза больше, чем у «Газпрома». Российский концерн получит столько же, только объединив энергоактивы с «КЭС-холдингом» Виктора Вексельберга.
«Газпром» никогда не скрывал интереса к энергорынку Европы. Но пока его главный актив там — купленная в 2003 году Каунасская ТЭЦ в Литве мощностью всего 180 МВт, уже несколько лет приносящая убытки.
В 2007-2008 годах «Газпром» вел активные переговоры с крупнейшим покупателем российского газа — германской E. On, однако не особенно преуспел. Но после того как ФРГ объявила о планах отказаться от АЭС из-за событий в Японии, газовый концерн активизировался: начались переговоры с RWE и той же E. On.
Западные аналитики считают, что RWE — очень вероятный объект для поглощения с учетом финансовых проблем компании. Ее долг огромен (чистый — 27,5 млрд евро), а прибыль падает: цены на энергорынке не компенсируют рост расходов на топливо.
Нужно ли «Газпрому» идти в энергетику ЕС — спорный вопрос, считает аналитик UBS Максим Мошков. По оценкам «Газпрома», остановка АЭС в ФРГ создаст дополнительный спрос на 15-20 млрд куб. м газа в год (8-9 млрд долларов в текущих ценах). Став совладельцем электростанций, «Газпром», возможно, захеджирует рыночную долю на газовом рынке Европы, отмечает Мошков, но окупятся ли расходы на оплату активов, зависит от цены, которую назовет RWE.
Ранее эксперты уже выражали беспокойство в связи с намерением российского газового монополиста объединить свои электроэнергетические активы с активами магната Виктора Вексельберга. Как писала The Wall Street Journal, эта сделка стоимостью 8,8 млрд долларов расширит господство «Газпрома» за пределы газового сектора.
Это будет компания того же ранга, что и германская E.ON, французская Electricite de France и испанская Endesa, заявил на пресс-конференции председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.
Глава ФАС Игорь Артемьев уже назвал слияние «нежелательным» и пообещал, что его ведомство проявит бдительность при рассмотрении заявки на слияние. Вексельберг подчеркивает, что выполнит все приказы регуляторов.
Сделка ускорит рост госсобственности в секторе, который прошел через период приватизаций, считает газета, поясняя, что в 2003-2008 годах правительство уничтожило государственную монополию в электроэнергетике.
Сделка Вексельберга с «Газпромом» — возможно, дурное предзнаменование для крупных европейских компаний, которые инвестировали в приватизированные российские энергокомпании.